Томми Эммануэль: «Гитара - самый популярный инструмент на планете»
В конце апреля в Казань приезжал с концертом известный виртуоз-гитарист Томми Эммануэль. Журналисту BIG CITY LIFE удалось буквально на 15 минут — в перерыве между общением гитариста с фанатами и его выходом на сцену «Пирамиды» - встретиться с музыкантом и взять у него эксклюзивное интервью.
Он рассказал о том, как гитара эволюционирует во времени, а также поделился своими творческими планами.
- Томми, скажите - почему именно гитара? Вы в 4 года взяли ее в руки — это был сознательный выбор?
- На самом деле я играю на разных инструментах - банджо, мандолине, ударных, перкуссионных инструментах и фортепиано, а также пою, занимаюсь аранжировкой. Но, Вы правы, больше всего я люблю именно гитару, мне нравится именно с ней быть на сцене. Не знаю, почему... Может быть, потому что легче возить с собой на концерты гитару, чем пианино (смеется - ред.).
- Вы виртуозно владеете этим инструментом. На Ваш взгляд, каким диапазоном в передаче чувств обладает гитара, за какие границы не выходит?
- Трудно дать точный ответ на этот вопрос. Одно могу сказать точно: играя на гитаре, мне лучше удается передать свои чувства и эмоции, чем в случае простого словесного разговора с человеком. В этом я убеждаюсь постоянно.
- Томми, на Ваш взгляд, как изменялась гитара во времени — какой она была в прошлые века, и какова она сегодня?
- За полвека гитара стала гораздо более популярным инструментом, потому что с возникновением Интернета у людей появилась возможность смотреть видеозаписи чужой игры, учиться самостоятельно, играть. Сегодня гитара - самый популярный инструмент на планете. За последние годы было разработано много новых способов игры на гитаре — например, тэппинг (tapping («постукивание») — техника игры на струнном инструменте, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки — ред.). Но самый важный, на мой взгляд, шаг вперед — это появление звукоснимателя (предназначен для преобразования колебания струн в электрический ток, а затем для воспроизведения через динамики — ред.) Акустическая гитара обрела очень приличный звукосниматель, который достаточно хорошо передает звук. У исполнителя появилась возможность играть на акустике узкому кругу слушателей , и не тихо, как в консерватории, а громко, с силой, с атакой, со страстью - для больших залов. Еще в позапрошлом столетии гитара использовалась как аккомпанемент для голоса, а сейчас она является самостоятельным инструментом, имеющим свой собственный голос. Именно это я и пытаюсь демонстрировать на своих выступлениях.
- Что Вы чувствуете, когда играете, о чем думаете?
- Я стараюсь ни о чем не думать. Я сконцентрирован только на том, что я играю. Стараюсь найти лучший звук, ищу соответствующее положение гитары, рук. Я сконцентрирован на лучшем исполнении вещи. Понимаете, музыкант мыслит не в голове, не в слове, а в звуке. Это трудно объяснить с помощью обычной логики.
- Как строится Ваше выступление? Часто ли Вы импровизируете?
- Я импровизирую тогда, когда в произведении есть для этого место — когда помимо куплета и припева я предусмотрел возможность свободного звучания. А в тех случаях, когда играю цельные истории или песни (так я называю свои композиции), я концентрируюсь на четком проигрывании мелодии. Это не импровизация — я уже написал песню, она уже готова, и сейчас я ее проигрываю, заново вкладывая в нее чувства. На моем концерте звучит частично моя собственная музыка, написанная мною лично, и частично музыка, которую люди знают и хотят слушать, в разных стилях. В большинстве концертов я играю около двух часов без антракта.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Где бы я ни был, всюду я стараюсь придумывать новые вещи, играю их на концертах, изменяю их в соответствии с тем, как реагируют слушатели, какие мысли у меня появляются. Недавно я записал дуэтный альбом с Мартином Тейлором — он скоро выйдет. Готовится также мой новый концертный DVD и CD. А ближе к Рождеству я надеюсь запустить свой новый сольный проект.
- В прошлом номере BIG CITY LIFE удалось побеседовать с виртуозом-балалаечником Алексеем Архиповским, приезжавшим так же, как Вы, в Казань с концертом. Насколько нам известно, Вы не раз играли с ним дуэтом... Как Вы в целом оцениваете творчество российских музыкантов?
- Россия, как никакая другая страна, рождает много музыкантов очень высокого уровня. Это, безусловно, классическая музыка, известная во всем мире. Это и джаз, и рок. Я видел много разных музыкантов в России, буквально на днях я была потрясен русскими рок-исполнителями. Несколько недель назад я слушал и Алексея Архиповского. Это уникальный человек и музыкант. Никто, как он, так больше не играет. Его игру невозможно повторить и, наверное, это и не нужно. Он нашел свою дорогу, и вполне возможно, что его музыка может рассказать о России всему миру гораздо больше, чем что бы то ни было другое.
СПРАВКА
Томми Эммануэль (Tommy Emmanuel, род. 31 мая 1955г.) — австралийский гитарист-виртуоз, обладатель уникальной импровизационной техники игры, 2-кратный номинант на Грэмми. Томми играет на гитаре с детских лет, с 11-ти лет уже в составе гастролирующей группы, созданной им самим из друзей и сестры. При этом Томми не имеет никакого специального образования — он не умеет читать ноты и табулатуры, уверяя, что слуха ему вполне достаточно. «Я с 4 лет играю и развлекаю людей. Я никогда не хотел делать что-нибудь другое», - говорит Томми. Его наставник — американский гитарист Чет Эткинс. Работал в дуэте с Селин Дион, Стивом Уандером, Марко Болтоном, Бобом Марли, Алексеем Архиповским.
Материал любезно предоставлен журналом "Big City Life", г.Казань.
- Комментарии